Bertone
Прислано admin April 11 2011 16:14:35
Семейное дело развивалось неспешно - примерно так же жили десятки подобных мастерских Турина и его окрестностей. Все изменилось, когда в 1921 г. Джованни построил кузов для автомобиля SPA 9000 Sport - свой первый кузов для автомобиля. Новый вид транспорта настолько его покорил, что Бертоне решает полностью переключиться на автомобили, да и маленького Нуччо никакими силами невозможно было оттащить от руля. Видя такое рвение к технике, отец начинает постепенно привлекать мальчика к делам мастерской. Когда Нуччо исполнилось 18 лет, он официально включился в семейный бизнес. К 1934 г. в его кармане уже лежал диплом бухгалтера, но ему хотелось совсем другого — создавать красивые автомобили. К этому времени мастерская Д. Бертоне приобрела некоторую известность благодаря отменному качеству заказных кузовов на шасси Lancia и Fiat. Что же касается стиля, то он еще не стал столь характерным и выразительным и, например, модель Arditta очень напоминала Ford 1934 г., а роскошные кабриолеты на шасси Fiat были выполнены под явным влиянием известного кузовщика Марио Ривелли.
Волна заказов заставила расширить производство. Нуччо очень бойко управлялся со 150 сотрудниками, и это еще больше укрепляло в отце уверенность, что из него получится отличный директор или, как сказали бы сегодня, дизайн-менеджер. Так потом и вышло, а пока Джованни решил постепенно отойти от дел, чувствуя, что век итальянских каретников закончился и будущее за промышленным производством, в котором молодое поколение ориентируется лучше.
Сразу после войны Нуччо строит завод в Грульяско под Турином, где в 1954 г. осуществляет свою первую коммерческую программу - проектирование и выпуск автомобиля Alfa Romeo Giulietta Sprint. 36 000 выпущенных машин принесли деньги, которые дали возможность участвовать с концептуальными моделями в заокеанских и европейских шоу. Именно с этого времени и начинается отсчет истории феномена, имя которому Bertone.
Свое творческое кредо Нуччо выразил в знаменитой серии концептов B.A.T. - Berlinetta Aerodinamica Tecnica (автомобиль с улучшенной аэродинамикой). Материализацию своего замысла он доверяет мало кому известному в то время инженеру Франко Скальёне, которому сначала (в виде своеобразного испытания) поручается проектирование Аbart Coupe для Туринского салона 1952 г. Именно с этого автомобиля берет начало европейский аэростиль, и теперь многие годы вдохновение дизайнеров будет питать атрибутика реактивных самолетов. Позже Скальёне проявится как удивительно тонкий художник и отличный стилист. Казалось, что он знает некую тайну, которая помогает ему творить чудеса из обычного стального листа. В этом, кстати, и одно из проявлений феномена Бертоне: кроме того, что маэстро обладал уникальным даром собирать вокруг себя талантливых людей, он также умел предвидеть моду и стиль, которые будут востребованы завтра.
Как и многие другие, Нуччо сразу начинает работать со спортивными автомобилями Ferrari, которые словно магнит притягивали стилистов из ателье «Pininfarina», «Vignale» и «Ghia». Кузова от Bertone, отличавшиеся от продукции других студий классической гармонией пропорций и изяществом линий, узнавались сразу. Всем этим фирма, безусловно, была обязана Скальёне, по проектам которого - всего за восемь лет работы с Нуччо - удалось создать более 40 моделей! Правда, большинство из них так и не смогло освободиться от романтической образности серии B.A.T., тем не менее, именно эти образцы и разработки превратили ателье из ремесленной мастерской в центр дизайна с промышленным производством автомобилей.
Следующий этап в истории Bertone начался с приходом на фирму в 1960 г. Джорджио Джуджаро, который всего за пять лет работы в студии не только нашел свой собственный почерк и стиль, но и сумел выработать тот неповторимый лаконизм, чистоту и ясность рисунка, которые будут впредь отличать продукцию ателье. Однако Джуджаро, хотя и занимался концептами, явно тяготел к дизайну массовых автомобилей. И вскоре он создаст свою студию «Italdesign», которая начнет работать с такими гигантами, как Fiat, Volkswagen или Daewoo. А пока Джуджаро проектирует для Bertone серийную Alfa Romeo 2000 Sprint, а также концепты Piranha, Canguro и знаменитый Testudo.
Именно форма и пластика Testudo становится своеобразной квинтэссенцией стиля второй половины 60-х, прошедшей под знаком нового маэстро фирмы «Bertone» - Марчелло Гандини. «Это было прекрасное время, - вспоминал Марчелло. – Работать по 22 часа в сутки, вносить как минимум два принципиальных изменения в день и получать зарплату меньше всех». В этот период рождаются и неудачная Alfa Romeo Montreal, и автомобиль, который принес Гандини мировую славу, - Lamborghini Miura. На разработку машины, выражавшей новую идеологию большого туризма, заказчик отпустил всего четыре месяца. Нужно было спешить, ибо конкуренты Ferrari и Maserati ждать не собирались. Несмотря на очень мягкие очертания Miura, что было непривычно для суперкаров, обычно отличавшихся резкостью линий и агрессивностью, автомобиль покорил всех. Это был звездный час Гандини, и концепты выкатываются из ворот ателье в Грульяско, как с конвейера. И самое поразительное, что практически каждый из них станет в дальнейшем прототипом серийного автомобиля! Так, концепт Autobianci A112 Runabout через три года нашел свое воплощение в дизайне Fiat X1/9, а Carabo определил пластическую тему легендарного Countach. К слову, Countach, а также Stratos стали любимейшими творениями Гандини. Спустя многие годы маэстро всегда находил в остальных работах то, что можно было исправить, эти же два автомобиля он считал совершенными.
В 1971 г. Бертоне строит новый центр стиля в местечке Каприе близ Турина. Отдаленность от города не была случайной. Большой противник различных социальных волнений, Нуччо таким образом старался уберечь от общественных потрясений и своих стилистов.
В 1979 г., в связи с уходом Гандини на вольные хлеба, Бертоне приглашает на должность главного стилиста француза Марка Дечампа, работавшего на Renault. Дечамп - последняя из ключевых фигур, создававших фундамент сегодняшнего стиля Bertone, который безошибочно узнается всеми, кто хоть немного разбирается и понимает толк в автомобильном дизайне. Лучшими в то время становятся прототипы Aton - спайдер на агрегатах Lamborghini Urraco 1981 г. и Zabrus на платформе Citroen BX. Поражало то, что форма обеих машин, на первый взгляд, лепилась исключительно из плоскостей и прямых линий, но это была всего лишь мастерски выполненная иллюзия. На самом деле композиция состояла из тончайших нюансов плоскости и напряженной криволинейной поверхности, горизонтали и лекальной кривой. Высочайший уровень мастерства дизайнеров Bertone становился особенно очевидным тогда, когда найденный ими пластический ключ - в виде формального набора модных средств - использовали другие. У подражателей, казалось бы, все было так же, но рисунок навивал скуку, а пластика была невыразительной и безжизненной.
В середине 90-х Нуччо Бертоне решает качественно модернизировать дело, для чего создает и реализует программу «Design Machinе», включающую в себя полную методику разработки стиля промышленного изделия (не только автомобиля), а также его производства. Первой проверкой для «Design Machinе» стал концепт Pickster. Система сработала четко и безотказно: машина была спроектирована и построена за 141 день! А всего за год команда из Грульяско разработала 31 масштабную модель, 22 полноразмерных макета, 13 макетов интерьера, построила 9 прототипов и выполнила один индивидуальный заказ. Все это было сделано благодаря усилиям 1500 конструкторов, технологов и стилистов. За это же время 1200 производственников изготовили 70 000 Opel Astra и Fiat Punto с кузовами кабриолет.
К концу 90-х главными стилистами фирмы становятся Лучиано Д`Амброзио и Эугенио Пальяно, которые привносят в почерк Bertone солидность и весомость формы с большой массой. Наилучшим образом новый почерк фирмы проявился в дизайне концепта Lancia Kayak 1996 г., Pickster и Alfa Romeo Bella 1999 г. Две последние машины Нуччо Бертоне уже не увидел - он умер в 1997 г. Получив это известие, многие решили, что пришел конец фирмы, конец великого Дома высокой автомобильной моды. Но этого, к счастью, не произошло.